ДОРЖИЕВ
Агван-Лобсан
(1853/54-1938)
Xамбо-лама, бурят.-тибет. традиц. ученый; видный деятель
буддийского реформаторского (обновленческого) движения.
Род. в улусе Харашибир Заиграевского р-на Бурятии. Получил
высшее богословское образование в Брайбунском монастыре
близ Лхасы в Тибете. Один из трех духовных наставников при
XIII Далай-ламе Тубдан-Джамцо в молодые годы последнего.
С конца XIX в. выступал дипл. посредником между Тибетом
и Россией. Часто бывал в СПб. Оказывал содействие рус. экспедициям
в Центр. Азии. В 1899 избран чл. ИРГО. С 1901 полномочный
представитель Тибета при прав-ве России (позднее представлял
Тибет при прав-ве СССР). Известен своей организаторской
ролью в строительстве Буддийского храма в СПб. Основал также
ряд храмов в Зап. Бурятии, буддийскую академию (цаннид-чойра)
в Калмыкии. После 1917 выступил идеологом обновленчества,
пытаясь согласовать учение Будды с марксист. соц. утопией.
Оказывал большую помощь буддологическим иссл-ниям акад.
Ф. И. Щербатского и его учеников (А. И. Вострикова, Е. Е.
Обермиллера и др.). Именно ходатайства акад.-востоковедов
спасли жизнь Д., когда летом 1918 по дороге из Петрограда
в Калмыкию, имея на руках крупные средства, предназначенные
для реконструкции храма, он был схвачен ЧК и оказался в
Бутырской тюрьме в разгар красного террора. В 1922 возглавил
знаменитую школу тибет. медицины при Ацагатском дацане в
Бурятии. В дек. 1928 на заседании ОГН АН СССР утвержден
в качестве иностр. (тибет.) ученого - чл. Совета ИНБУК.
Предпринимал первые попытки создания бурят. алфавита (отличного
от монг.). В конце 1920-х - в 1930-е противостоял разгрому
буддийской культуры. В 1931 выслан из Бурятии, где он пользовался
исключительной популярностью, в Ленинград; основал при Буддийском
храме Тибето-монг. миссию. В янв. 1937, тяжело больной,
вернулся в Бурятию, жил в Ацагатском аршане (мед. школе),
где его и арестовали 13 нояб. 1937. Обвинен по ст. 58-1а,
2, 8, 9 УК РСФСР. После единственного допроса переведен
27 нояб. 1937 в тюремную больницу, где 29 янв. 1938 скончался
от паралича сердца.
Соч.: Ло-гун-гье-бо: Один из
религиозных обычаев в Лхасе // Сборник в честь 70-летия
Г. Н. Потанина. С. 289-292; Чано Батор: Героическая поэма
иркутских бурят-ойратов / Запись Н. Амагаева. Послесл. А.
Доржиева. СПб., 1910; К сведению верующих масс о высшем
духовном соборе буддистов Бурят-Монголии // Шинэ байдал.
1922. 2 окт. (совм. с Б. Барадийном, Ц. Ж. Жамцарано).
Лит.: Л. Б-н [Берлин]. Хамбо
Агван Доржиев: (К борьбе Тибета за независимость) // НВ.
1923. № 3. С. 139-156; Бурятская литература // ЛЭ. Т. 1.
С. 625; Бурдуков, 1969. С. 129-130, 380; РВост. № 4. С.
121; Заятуев Г.-Н. Цанид-Хамбо Агван Доржиев (1853-1938).
Улан-Удэ, 1991; Абаева Л. Л. Доржиев // Буддизм, 1992. С.
117-118; Андреев, 1992. С. 380-405; Андреев, 1993. С. 314-349;
Агван Доржиев об обновлении буддийской церкви Бурят-Монголии
// ОА. 1993. № 6. С. 86-89; Ломакина, 1993. С. 27,
30, 33-36, 185; История отечественного востоковедения. С.
379; Российские монголоведы. С. 91-96; Шишкин, 1999. С.
9-11, 13, 166; Snelling J. Buddhism in Russia: The story
of Agvan Dorzhiev, Lhasa's Emissary to the Tzar. Elemea,
1993.
|